СГУК РВ и РАО

Принципы организации и функционирования Системы государственного учета и контроля РВ и РАО

Система государственного учета и контроля (СГУК) радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) создана в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст.  22). 


Организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО

К настоящему времени в результате развития нормативной и правовой базы организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО приобрела представленный выше облик и включает в себя органы управления системой трех уровней – федерального (Госкорпорация «Росатом»), регионального (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и ведомственного (федеральные органы исполнительной власти). Госкорпорация «Росатом» в рамках системы выполняет функции органа управления как на федеральном уровне, так и на ведомственном.


Цели, состав и органы управления системы 
государственного учета и контроля РВ и РАО

В состав объектов учета и контроля в соответствии с классификацией в действующих федеральных нормах и правилах (НП-067-16) включены: закрытые радионуклидные источники (ЗРИ), открытые радионуклидные источники (ОРИ) в виде изделий, ОРИ кроме изделий, изделия из обедненного урана, радиоактивные отходы в виде ЗРИ, радиоактивные отходы кроме ЗРИ.

Система оперирует тремя информационными потоками: данные инвентаризации (первичной, плановой и внеочередной), оперативная отчетность, годовая отчетность.
Инвентаризация (ежегодная для РВ и раз в пять лет - для РАО) позволяет не только уточнять данные о наличии и характеристиках этих материалов в местах их размещения, но собирать дополнительную информацию о характеристиках пунктов хранения.

Оперативная информация представляется от каждого обособленного подразделения организации в соответствии с регламентом, установленным приказом Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2016 г. № 1/24-НПА «Об утверждении форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов», как правило не позднее 10 суток с момента проведения операций, связанных с перемещением или изменением состояния РВ и РАО в месте нахождения, передачей их в другие обособленные подразделения или другим юридическим лицам, получением РВ и РАО. Такой подход позволяет организовать учет и контроль РВ с момента их производства, отслеживать все их перемещения между обособленными подразделениями юридических лиц до момента перевода их в категорию РАО. Аналогичным образом отслеживаются преобразования и перемещения РАО вплоть до размещения их в пунктах долговременного хранения или захоронения. Поскольку при перемещениях РВ и РАО отчеты представляются как передающей, так и получающей сторонами, обеспечивается контроль сохранности РВ и РАО при передачах между юридическими лицами.

Ежегодная отчетность предприятий позволяет не только контролировать правильность отражения операций по обращению с РАО в оперативной отчетности, но и собирать для дальнейшего анализа дополнительную информацию – о выбросах и сбросах радионуклидов в окружающую среду, радиоактивно загрязненных территориях и т.д.

В настоящее время организован непрерывный контроль радионуклидных источников от производства до размещения на хранение в виде РАО. Это не только предотвращает несанкционированное использование РВ, но и позволит в дальнейшем идентифицировать владельцев бесхозяйных объектов учета и контроля. 

Собираются и систематизируются данные о РАО, пунктах их хранения, установках переработки и кондиционирования, сбросах и выбросах радионуклидов, загрязненных территориях. Разработаны классификаторы такой информации.

В настоящее время СГУК РВ и РАО зарегистрировано около 2200 юридических лиц и их территориально-обособленных подразделений (филиалов и представительств), осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с обращением с РВ и РАО, ведущих учет и контроль РВ и РАО в соответствии с ФНП в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16) и представляющих отчетность в порядке, установленном Госкорпорацией «Росатом». 

На данный момент в рамках СГУК РВ и РАО функционируют 6 ведомственных и 77 региональных информационно-аналитических центров.

Технологический процесс сбора, передачи и обработки данных, поступающих в информационную систему СГУК РВ и РАО подчинен требованиям приказа Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2016 г.  № 1/24-НПА, в частности:

  • организация направляет отчет в РИАЦ субъекта Российской Федерации, на территории которого она осуществляет деятельность, и копию отчета в орган управления использованием атомной энергии, признавший ее пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии;
  • организация, находящаяся в ведомственном подчинении, и/или координацию и регулирование деятельности которой осуществляет федеральный орган исполнительной власти, представляет копию отчета в ведомственный информационно-аналитический центр (ВИАЦ) органа управления СГУК РВ и РАО;
  • при отсутствии соответствующего РИАЦ и ВИАЦ, отчет направляется непосредственно в ЦИАЦ СГУК РВ и РАО;
  • организация направляет отчет с сопроводительным письмом на бумажном носителе, а также в электронном виде, или только в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью;
  • отправка электронной версии отчета осуществляется по каналам связи, предусматриваемым специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО, либо по почте на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации от несанкционированного доступа;
  • электронные версии отчетов представляются в формате, определяемом специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО;
  • на бумажных носителях информация в ЦИАЦ не представляется, кроме тех случаев, когда отчет представляется только ЦИАЦ. Оригиналы отчетов организаций на бумажном носителе хранятся в РИАЦ и ВИАЦ.

Таким образом, интеграция данных в ЦИАЦ осуществляется с помощью штатного программного обеспечения, которое используется как отдельными организациями, так и ИАЦ регионального и ведомственного уровня, в основном посредством загрузки файлов информационного обмена специального вида и данных, которые вводятся вручную. Использование общего ПО обеспечивает представление данных, предварительная проверка которых может быть осуществлена в подготовившей эти данные организации.

По результатам входного контроля и анализа поступающих данных на полноту и достоверность формируются замечания экспертов, работающих в отдельных сегментах информационной системы, которые направляются в адрес представивших эти данные РИАЦ или организаций с требованием устранения недостатков.