СГУК РВ и РАО

ВНИМАНИЕ!  Полномочиями по предоставлению сведений в сторонние организации по их запросам о наличии объектов государственного учета и контроля обладает Госкорпорация «Росатом». Запросы о наличии захоронений радиоактивных отходов следует направлять на имя директора по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом» Крюкова Олега Васильевича.


Принципы организации и функционирования Системы государственного учета и контроля РВ и РАО

Система государственного учета и контроля (СГУК) радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) создана в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст.  22). 


Организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО


Структура СГУК РВ и РАО


К настоящему времени в результате развития нормативной и правовой базы организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО приобрела представленный выше облик и включает в себя органы управления системой трех уровней – федерального (Госкорпорация «Росатом»), регионального (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и ведомственного (федеральные органы исполнительной власти). Госкорпорация «Росатом» в рамках системы выполняет функции органа управления как на федеральном уровне, так и на ведомственном.



Цели, состав и органы управления системы 
государственного учета и контроля РВ и РАО


Объекты государственного учета контроля определены в п. 2 «Положения об организации СГУК РВ и РАО», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 № 542 :

а) радиоактивные вещества, в том числе:

 радиоактивные вещества, находящиеся в открытых и закрытых радионуклидных источниках, содержащих радионуклиды, активность которых больше или равна минимально значимой активности и удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

 радиоактивные вещества, содержащиеся в отработавшем ядерном топливе;

 радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду;

б) радиоактивные отходы, находящиеся в том числе на радиационно загрязненных участках территорий;

в) ядерные материалы, не подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности и удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Система оперирует тремя информационными потоками: данные инвентаризации (первичной, плановой и внеплановой), оперативная отчетность, годовая отчетность.
Инвентаризация (ежегодная для РВ – не реже одного раза в 12 календарных месяцев, для РАО – не реже одного раза в 60 календарных месяцев) позволяет не только уточнять данные о наличии и характеристиках объектов учета в местах их размещения, но собирать дополнительную информацию о характеристиках пунктов хранения.

Оперативная информация представляется от каждого обособленного подразделения организации в соответствии с регламентом, установленным приказом Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2016 г. № 1/24-НПА «Об утверждении форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов», как правило не позднее 10 суток с момента проведения операций, связанных с перемещением или изменением состояния РВ и РАО в месте нахождения, передачей их в другие обособленные подразделения или другим юридическим лицам, получением РВ и РАО. Такой подход позволяет организовать учет и контроль РВ с момента их производства, отслеживать все их перемещения между обособленными подразделениями юридических лиц до момента перевода их в категорию РАО. Аналогичным образом отслеживаются преобразования и перемещения РАО вплоть до размещения их в пунктах долговременного хранения или захоронения. Поскольку при перемещениях РВ и РАО отчеты представляются как передающей, так и получающей сторонами, обеспечивается контроль сохранности РВ и РАО при передачах между юридическими лицами.

Ежегодная отчетность предприятий позволяет не только контролировать правильность отражения операций по обращению с РАО в оперативной отчетности, но и собирать для дальнейшего анализа дополнительную информацию – о выбросах и сбросах радионуклидов в окружающую среду, радиоактивно загрязненных территориях и т.д.

К настоящему времени в базе данных СГУК РВ и РАО накоплены сведения более чем о 3650 организациях, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с обращением с РВ и РАО. Более 90% организаций отчитываются в СГУК РВ и РАО об обращении с РВ, около 30 % об обращении с РАО.  

Собираются и систематизируются данные о РАО, пунктах их хранения, установках переработки и кондиционирования, сбросах и выбросах радионуклидов, загрязненных территориях. Разработаны классификаторы такой информации.

В настоящее время СГУК РВ и РАО зарегистрировано около 2200 юридических лиц и их территориально-обособленных подразделений (филиалов и представительств), осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с обращением с РВ и РАО, ведущих учет и контроль РВ и РАО в соответствии с ФНП в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16) и представляющих отчетность в порядке, установленном Госкорпорацией «Росатом». 

В настоящее время региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ) организованы и функционируют в 81 субъекте Российской Федерации.  Не созданы РИАЦ в следующих субъектах:

Республике Алтай, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской республике, Республике Северная Осетия — Алания.

Организовано 4 ведомственных информационно-аналитических центра (ВИАЦ): 

- Госкорпорации «Росатом», 

- Министерства Обороны,

- Росстандарта, 

- Минобрнауки России. 

Во многих ведомствах есть организации, осуществляющие деятельность с РВ и РАО, но ВИАЦ в них не созданы. Например: Минздрав России, Роснедра, ФМБА и т.д.

Технологический процесс сбора, передачи и обработки данных, поступающих в информационную систему СГУК РВ и РАО подчинен требованиям приказа Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2016 г.  № 1/24-НПА, в частности:

  • организация направляет отчет в РИАЦ субъекта Российской Федерации, на территории которого она осуществляет деятельность, и копию отчета в орган управления использованием атомной энергии, признавший ее пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии;
  • организация, находящаяся в ведомственном подчинении, и/или координацию и регулирование деятельности которой осуществляет федеральный орган исполнительной власти, представляет копию отчета в ведомственный информационно-аналитический центр (ВИАЦ) органа управления СГУК РВ и РАО;
  • при отсутствии соответствующего РИАЦ и ВИАЦ, отчет направляется непосредственно в ЦИАЦ СГУК РВ и РАО;
  • организация направляет отчет с сопроводительным письмом на бумажном носителе, а также в электронном виде, или только в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью;
  • отправка электронной версии отчета, подготовленной с использованием специального программного обеспечения СГУК РВ и РАО, осуществляется по предусмотренным каналам связи, либо по почте на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации от несанкционированного доступа;
  • электронные версии отчетов представляются в формате, определяемом специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО;
  • на бумажных носителях информация в ЦИАЦ не представляется, кроме тех случаев, когда отчет представляется только ЦИАЦ. Оригиналы отчетов организаций на бумажном носителе хранятся в РИАЦ и ВИАЦ.

Таким образом, интеграция данных в ЦИАЦ осуществляется с помощью штатного программного обеспечения, которое используется как отдельными организациями, так и ИАЦ регионального и ведомственного уровня, в основном посредством загрузки файлов информационного обмена специального вида и данных, которые вводятся вручную. Использование общего ПО обеспечивает представление данных, предварительная проверка которых может быть осуществлена в подготовившей эти данные организации.

По результатам входного контроля и анализа поступающих данных на полноту и достоверность формируются замечания экспертов, работающих в отдельных сегментах информационной системы, которые направляются в адрес представивших эти данные РИАЦ или организаций с требованием устранения недостатков.

Задать вопрос