Архипелаг Хейнясенмаа раскрыл радиационные карты

Новости 16 июля 2013 С конца 40-х годов до 1955 года на группе островов Хейнясенмаа в северной части Ладожского озера советские военные проводили испытания радиоактивных веществ. В начале 90-х годов прошлого столетия проблема радиационного загрязнения Ладоги была поднята в прессе, тогда же на острова отправились первые научные экспедиции, результаты работы которых не были доступны населению.

Теперь же состояние уникальной природы ладожского архипелага вынесено на общественное обсуждение.

Группа из семи островов на севере Ладоги расположена на территории Карелии, но так как озеро общее, а вода из него и вовсе попадает в Неву, жителям Ленинградской области есть над чем задуматься. На днях из Карелии вернулась экспедиция, организованная общественной организацией «Зеленый крест». Группа ученых и экологов пыталась выяснить, насколько радиация представляет опасность для Ладожского озера.

«В период гонки вооружений, когда военные заинтересовались воздействием радиации на противника, им было интересно понять, как ядерное оружие влияет на боевой дух, здоровье и психологические факторы. Нужен был научный и экспериментальный материал, чтобы изучить воздействие и на биологический мир. К 1955 году полигон был закрыт, работы свернуты, фактически на этом все исследования на этих островах были закончены. С тех пор прошло два периода полураспада, более 60 лет», — рассказывает участник экспедиции, председатель клуба «Энергия» при Сосновоборской ЛАЭС Сергей Аверьянов.

По его словам сейчас для акватории Ладожского озера нет никакой радиационной опасности, ничего аномального на островах экспедиция «не намерила», мощность излучения там остается в пределах нормы — от десяти до 39 микрорентген/час. При этом для исследования ученые брали анализ грунта не ниже поверхностного слоя. На острове остается много взорванной военной техники, блиндажи и финская шахта, в которой якобы раньше хранились боеприпасы для катеров.

«Если военные оставили неисправную технику тут, значит, она была опасной, ее нельзя было очистить», — считает капитан экспедиционного судна «Кудесник» Константин Овчинников. По его мнению, искать повышенный радиационный фон нужно не на суше, а в воде. Дело в том, что во время испытаний рядом с островами стоял эсминец «Кит», позже он частично затонул, а в 1992 году был поднят и захоронен в Карском море. Вполне вероятно, что все вещества, которые находились на судне, могли переместиться в грунт под водами Ладоги.

«Можно предположить, что все, что было в корабле, будет расходиться по воде, этими веществами будет заражаться планктон, рыба и чайки, которые питаются этой рыбой, а дальше и все прибрежное место окажется зараженным», — поделился соображениями Константин Овчинников. Он убежден, что пробы грунта необходимо брать в месте стоянки «Кита». Осуществится ли этот замысел, пока неизвестно, но вице-президент общероссийского «Зеленого креста» Михаил Рылов уже сообщил о том, что экспедиции еще посетят архипелаг на севере Ладожского озера.

Несмотря на то, что в этом году экспедиция не обнаружила повышенного фона и загрязнений в месте испытания радиологического оружия, исследователи из института "Прикладная экология", побывавшие там прошлым летом, выявили три места на островах Хейнясенмаа, где радиационный фон превышает нормы. Это остров Кунгрисари, на котором летом обычно разбивается детский палаточный лагерь. Однако на этом острове превышение нормы незначительное и было обнаружено с трудом, средний фон здесь в целом составляет допустимые десять микрорентген/час. Зато две остальные зоны с повышенным фоном — острова Макаринсари и Безымянный №1 — дали более серьезные показатели, 250 и 650 микрорентген/час соответственно. Точки, в которых приборы зафиксировали повышенный радиационный фон, находятся в тех местах, где, по предположению участников экспедиции, стояли взрывающиеся колбы с химическими веществами или где были обильные выпадения этих веществ; участки занимают территорию примерно 50 на 50 см, загрязненность здесь узколокальная.

«Радиационная обстановка на островах с 1991 года стабильная и не имеет тенденций к ухудшению. Гипотетическую опасность представляет длительное нахождение на острове Безымянный №1, а также употребление в пищу местных грибов и ягод. Существенного влияния на среду озера радиация не оказывает, более того, есть тенденция к улучшению. Тем не менее, необходимо внимательно исследовать донные отложения и грунт под водой»,  — считает руководитель сектора радиационной безопасности Института «Прикладная экология» Андрей Ткаченко.

По мнению вице-президента общероссийской общественной организации «Зеленый крест» Михаила Рылова, до конца прояснить обстановку на архипелаге и определить его судьбу должно правительство Ленинградской области, обратившись за ответами в 12 Главное управление Министерства обороны, которое отвечает за ядерно-техническую безопасность,  и в чьем ведении находятся объекты на островах Хейнясенмаа.

«Нужно знать картину, которую имеют те, кто отвечает за эту территорию. К сожалению, все имеющиеся данные грифованы, но в тех местах постоянно ведутся какие-то работы. Пока уникальная природа островов вне угрозы, но я все равно советовал бы рыбакам и туристам слушаться знаков радиационной безопасности, хотя они иногда и бессмысленны», — рассказал Михаил Рылов.

Участников экспедиции этого года также волнует вопрос дальнейшей судьбы архипелага, его юридический статус до сих пор неизвестен, как неизвестно и то, в чьем административном ведении он находится. Несмотря на то, что радиационной опасности там не обнаружено, выдыхать с облегчением пока рано: глубины вокруг островов достигают 190 метров, и именно они могли стать «лакомыми местами», где, возможно, захоронены радиоактивные объекты. Пока же выяснением всех обстоятельств, как справедливо отметили ученые, должны озаботиться региональные власти Карелии и Ленобласти, чтобы обеспечить населению реализацию конституционного права на правдивую информацию о состоянии окружающей среды.

Источник:  ЛеноблNews