Эксперт: чем раньше появится система захоронения РАО, тем лучше
Новости
14
апреля
2014
В Москве прошел IX международный форум-диалог «Атомная энергия, общество, безопасность 2014». Его цель - стать дискуссионной площадкой для встречи представителей Госкорпорации «Росатом», предприятий, городов и муниципалитетов расположения предприятий атомной отрасли, общественных организаций, ученых и экспертов из России и других стран. Среди основных тем – опыт взаимодействия организаций как российской, так и зарубежной атомной отрасли с общественностью и роль муниципальной власти в организации прямого диалога. Это тема сегодня особенно актуальна для ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», занимающегося исследованиями, проектированием, размещением и впоследствии эксплуатацией пунктов окончательной изоляции радиоактивных отходов. Напомним, в Красноярском крае рассматривается возможность строительства подземной исследовательской лаборатории, основной задачей которой будет изучение возможности размещения пункта окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО).
Секретарь Общественного Совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, член рабочей группы Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Сергей Жаворонкин отметил чрезвычайную актуальность создания системы захоронения РАО: «Вопрос создания системы захоронения РАО настолько актуален, что можно даже сказать, что это надо было делать еще вчера. Чем раньше она у нас появится, тем лучше».
«У нас в области на Сайда-губе создается специальный центр кондиционирования радиоактивных отходов, а также их временного хранения. Упакованные там отходы нужно отправлять в места постоянного хранения. Поэтому система захоронения РАО должна подразумевать ещё и хранилища для длительного и безопасного хранения. Все хотят, чтобы это было безопасно и признают необходимость наведения порядка в этой сфере, но при этом на вопрос «Где построить?» в ответ говорят: «Только не у нас». У наших северных соседей в этом вопросе имеется положительный опыт. Например, в Швеции муниципалитеты стояли в очередь за размещением подобных центров на их территории. Мои коллеги побывали на московском «Радоне», который специализируется на обращении с радиоактивными отходами (РАО) средней и низкой активности, образующимися в народном хозяйстве, и у них остались очень хорошие впечатления от технического уровня его оснащения и вообще от района, в котором он расположен. И мне удивительно слышать где-нибудь в Башкирии «нам такого не надо». В Форуме-диалоге «Атомная энергия, общество, безопасность» могут принять участие все желающие из всех заинтересованных регионов. Я считаю, что главный упор в разъяснительной работе необходимо делать на тех, кому не безразличны особенности безопасности и кто заинтересован в результативном общении», - пояснил Жаворонкин.
Руководитель программы по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союз Алексей Яблоков заявил, что контроль за радиоактивными отходами необходимо продолжать и после захоронения.
«Взят правильный курс − в Росатоме выделено отдельное подразделение, национальный оператор. Это очень важно, что проблемой наконец-то занимаются не те, кто производит эти отходы, а отдельная организация с отдельным финансированием. Выбрана правильная стратегия. Ведь у нас в России есть порядка 1300 мест, где хранятся отходы. И сейчас их стараются локализовать, сделав 30-40 хорошо оборудованных мест − надежных с точки зрения безопасности. Но остается проблема высокоактивных долгоживущих отходов. Я считаю, что нельзя останавливаться на стадии создания ПЗРО с промежуточным хранением. Существование таких хранилищ не значит, что положили туда и забыли. Необходимо складывать отходы туда так, чтобы можно было достать, проверить и проконтролировать – в каком они там состоянии. Вот этой проблемой в рамках создания системы захоронения надо продолжать заниматься», - рассказал Алексей Яблоков.
Источник: Новость подготовлена информационным агентством "Сибирское Агенство Новостей"
Теги:
Мурманск, Общественный совет, РАО, радиоактивные отходы